17:23

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
12.07.2013 в 23:40
Пишет  Бледный:

Фэнтези как источник классовой вражды
Есть такой довольно популярный автор бесконечной саги про страдания благородных аристократов - Камша (она же Лапша, она же Квашня - в зависимости от отношения говорящего к творчеству этого человека). У её книг множество не раз отмеченных недостатков, на которых я останавливаться не буду, хватает и достоинств - да-да, они тоже есть - но я наконец-то сформулировал, почему все эти Отблески и прочие Этерны вызывают у меня подспудное отвращение.
Там действуют сплошные аристократы.
Классовый враг.
Простые люди - быдло, вводятся либо для того, чтобы верой и правдой служить Благородным Героям, либо для того, чтобы оттенять их благородство своей скотской сущностью. А уж последняя книга, с зомби-абокралипсисом в Париже... простите, Олларии - апофеоз дворянской спеси и презрения к простому люду, наделение его уже совершенно животными чертами, прикрытое жалкой ширмой какой-то невнятной "скверны".
В общем-то, аристократическое засилье для фэнтези довольно обыденно, но именно у Камши оно достигает апофеоза, а концентрация благородных шпагоносцев на страницу текста зашкаливает.
Почти никогда не читаю фанфики, но фанфик про революцию в мире Камши с гильотинированием дворянского сословия с удовольствием бы прочёл. Мне кажется, оно там уже назрело.

URL записи

@темы: ОЭ, Aristo

Комментарии
13.07.2013 в 17:40

унция совы
Il Buffone di Corte, ну, ежели по-хорошему, то еще недозрело. Еще несколько мятежей, борьбы городов и университетов за вольницы, несколько ересей...
Или прописать это исторически :)

А вообще - про аристократов и т.д. - это вечная тема противопоставления "быдла и эстетизма". Эта же потребность - в эстетизме, в "избранности всего прекрасного и яркого" - она и в вампирской тематике проступает, и в эльфийской, но "аристократизм" - более удобный маркер, когда не хочется "плодить сущности без надобности" или нужно подчеркнуть тему красоты человека. Там, где начинается "засилье эльфов и/или аристократов" - мы получаем тему потребности автора в "красоте против серости". И кому эта тема актуальна - те резонируют на его книги.

За это же и я люблю этот сеттинг :)
13.07.2013 в 17:47

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
Так никто ж не против аристократов. Пусть будут.)))
Но делать из "простого народа" какую-то массу животного быдла... в фэнтези... зачем?
Тут получается: Аристо - эльфы, а какой-нибудь булошник - готовый орк, просто интеллигент - гоблин. Абидна.
Лучше уж тогда сущности плодить.
13.07.2013 в 17:48

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Я думаю, что для революции время и правда назрело, но чтобы написать такой фанфик, автору придется очень подробно прописать то, чего мы в каноне не видим. Главные герои у нас аристократы, для них Шабли и матерьялисты - скверна, все логично. А другого героя, который мог бы показать мир с изнанки и действовать с этого ракурса, у нас нет. Т.е. придется его прописывать. Отсюда неизбежные обвинения в мерисью. В Салигана, который возглавил бы революцию, не верю - он "картежник", он слишком себе не уме и слишком дорожит своими благами и плюшками, чтобы быть фанатиком. А тут именно фанатики нужны.
13.07.2013 в 17:53

унция совы
Il Buffone di Corte,

Но делать из "простого народа" какую-то массу животного быдла... в фэнтези... зачем?
- по закону этого противопоставления: "быдло" и "выдающиеся".
Но если "с претензией на жизнеподобность", как это делает Камша - то это, естественно, не "топором по лбу" надо писать. Не так "тупо в лоб". Это противопоставление само проступает сквозь сюжет - заданной знаковой системой, его лишний раз подчеркивать действительно смысла нет.

Лучше уж тогда сущности плодить. - :nope: "Сущности" - это на любителей. Либо поиграть в компьютерные игры (Перумов и Ко), либо "перенестись совсем уже подальше отсюда" (Толкиен), в зависимости от того, как они прописаны. А тут - "все про людей", и отклик более живейший :)
Другое дело, что надо таки понимать: чем больше "авансов" ты народу даешь, тем больше ожиданий будет. И тем больше будут "бить кирзачами" за все неоправданные ожидания.
13.07.2013 в 17:56

унция совы
Дейдре,

но чтобы написать такой фанфик, автору придется очень подробно прописать то, чего мы в каноне не видим. - автору придется прописать всю эпоху. И не одну, благо, ни одна революция не приходила на "совсем уж пусто место". У любой революции есть свой "бэкграунд" - и идеологический, и событийный (т.е. имевшие место быть выступления "за права и плюшки"). И один не менее важен, чем другой. А то и в подробностях.
13.07.2013 в 18:02

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Arme, увы, да. Ну, на счет предшествующих эпох можно кое-как поставить на историю на метафизику изломов, но именно того типа сознания - того класса, если угодно - который будет "мутить воду" в эпопее практически нет. Камша скачет от 16 до 18 века, да (если не от 15го - берем недавнее изобретение книгопечатания).
13.07.2013 в 18:03

унция совы
Дейдре, социальный-то этот слой задан самой структурой реальности. Но - не освещен, да.
13.07.2013 в 18:27

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
И тем больше будут "бить кирзачами" за все неоправданные ожидания.
Быдло оно такое, оно может. Нет бы шпагой аккуратненько проткнуть.)))

того класса, если угодно - который будет "мутить воду" в эпопее практически нет. Камша скачет от 16 до 18 века, да (если не от 15го - берем недавнее изобретение книгопечатания).
Класса такого либо вовсе нет, либо он не прописан, а значит у читателя нет полной информации об эпохе. И репортеры подобраны очень... небеспристрастно.
Ещё один плюс в пользу "скверны" )))
13.07.2013 в 18:31

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Arme, вот я о том и говорю, что его придется прописывать почти с нуля, потому как на известные нам реалии его опирать очень непросто.
по закону этого противопоставления: "быдло" и "выдающиеся". И противопоставление, кстати, извечное. Помнишь тоску по элите у Ортеги в восстании масс?
Однако, предпосылок для восстания более чем достаточно. В прошлой дискуссии ты отмечала, что у власти вооруженные чужаки, и это повод. Повод. Точно также как повод - когда армии Савиньяка (набранные откуда? Из центральных графств, не путаю?) пойдут резать марагонцев. Они скорее всего говорят на разных языках даже - бо велик Талиг, а СМИ у него нету. Даже сейчас в глубинке еще можно встретить такой русский язык, который я лично на слух с большим трудом воспринимаю (при привычке к диалектам и славянским языкам). А в условном даже XVIII веке? Во Франции появление единого языка - заслуга именно революции, благодаря широкому распространению газет оно как-то подползло к единой норме. Так вот, что в Олларии, что в деревнях - будут те же чужаки с оружием, и не важно, что они носят цвета армии Талига. А если язык один - станут ли они резать своих же односельчан? Самое время для революции
13.07.2013 в 19:34

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Il Buffone di Corte, Класса такого либо вовсе нет, либо он не прописан, а значит у читателя нет полной информации об эпохе. ну мы все-таки достараиваем, исходя из земных реалий. Иначе текст бы совсем не читался. И Камша достраивает, вон даже плагиат-постмодернизм вставляет.
13.07.2013 в 19:52

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Дейдре,
ну мы все-таки достараиваем, исходя из земных реалий. , из своего опыта, прочитанных ранее книг, в том числе и фэнтези. А поскольку этот багаж у каждого, по определению, индивидуален, то и Кэртиана у каждого своя.
Получается, что ОЭ - не книга, а краткий конспект, который каждый волен заполнять своим содержанием.
Кому мистика милей, а кому Французская революция.)))
13.07.2013 в 20:10

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Il Buffone di Corte, Получается, что ОЭ - не книга, а краткий конспект, который каждый волен заполнять своим содержанием. В общем - да. А в частном - для мистики там маловато пространства. Она слишком топорно прописана, чтобы ее можно было легко достроить. Мистику и жуть, чтобы она была реальной, надо курить, а в эпопее этого нет. Мне вообще феодалы милее, но не скажу, чтобы для них в оэ было много места. А кто-то еще на имперскую модель кинкует. Есть все, но ничего не раскрыто? Дальше - если фандому угодно загоняться - загоняйтесь без меня, а я, как журналист, дам вам инфоповод?
13.07.2013 в 20:12

унция совы
Il Buffone di Corte,

Получается, что ОЭ - не книга, а краткий конспект, который каждый волен заполнять своим содержанием.
Кому мистика милей, а кому Французская революция.)))
- в известном смысле, любая книга - такой конспект. Ибо все прочитанное мы заполняем своим содержанием. Иначе как-то и быть не может, что ли.
Кстати, как мистика исключает Французскую Революцию - представить себе не могу :) Равно как и наоборот :)
13.07.2013 в 22:19

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Дейдре,
Есть все, но ничего не раскрыто? Дальше - если фандому угодно загоняться - загоняйтесь без меня, а я, как журналист, дам вам инфоповод?
Образование не пропьешь (с) Почти)))
Видимо, да. В качестве публицистики это даже очень хорошо.

Arme,
Кстати, как мистика исключает Французскую Революцию - представить себе не могу :) Равно как и наоборот :)
Это всё к вопросу: "Отчего сбесился волк?"
Революционных настроений я там не вижу никак. А мистика какая-никакая, всё ж есть. Пусть топорная. Но на мой вкус и у Булгакова, например, мистика довольно топорна. А все эти полеты/балы и коты (при всей их няшности и мимимишности) ничего, кроме улыбки не вызывают.
13.07.2013 в 22:41

унция совы
Il Buffone di Corte,

Это всё к вопросу: "Отчего сбесился волк?" - ??????????????????????
Господи, сколько было размышлений на тему "революция, как теургия", сколько было поисков разных "космогонических архетипов" в деятелях разных революций и т.д. :) Тоже, в целом, мистика :)

Революционных настроений я там не вижу никак. А мистика какая-никакая, всё ж есть. Пусть топорная. - а я вот мистики не вижу никакой. Вообще. Вижу тупо списанное с компьютерной игрушки "мочи зомбей!" - и именно что НЕХ. Что не есть мистика.
Для революции я тоже не вижу предпосылок. А вот для мятежа - более чем. Совершенно обычного мятежа.

А все эти полеты/балы и коты (при всей их няшности и мимимишности) ничего, кроме улыбки не вызывают. - а у Булгакова вообще есть мистика в "Мастере и Маргарите"? Или это "философско-социальная сатира в антураже"?
14.07.2013 в 00:28

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
Это всё к вопросу: "Отчего сбесился волк?" - ??????????????????????
Это из детской сказки. Медведь: Не возьму Лиса я в толк, отчего сбесился волк? отчего он убежал?
Лиса: Ты чуть-чуть его прижал, оттого и убежал.

Тоже, в целом, мистика :)
Ага. Без мистики никуда.)))

а у Булгакова вообще есть мистика в "Мастере и Маргарите"? Или это "философско-социальная сатира в антураже"?
Антураж-то вполне себе мистический. Или у него там сатира на мистику? Тогда вполне возможно.
14.07.2013 в 00:42

унция совы
Il Buffone di Corte,

Антураж-то вполне себе мистический. Или у него там сатира на мистику? Тогда вполне возможно. - так. А что мы считаем мистическим антуражем? Упоминание чего-то нечеловеческого? Или "общая иррациональная канва событий"?
14.07.2013 в 01:00

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
Так с ходу и не ответишь. Порылся в словарях - лучше не стало, как всегда.
Может быть это?
Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек.
А у Булгакова это больше всего пародию напоминает. Но тогда вся книга - сплошная пародия. Если это пародия на всех и вся, то зачем? И очень зло, и, пожалуй, даже подло.
читать дальше
14.07.2013 в 01:05

унция совы
Il Buffone di Corte,

Если это пародия на всех и вся, то зачем? И очень зло, и, пожалуй, даже подло. - а что подло-то?
Он пародировал вполне конкретные вещи. На страницах книги даже вполне очевидные. Идут две линии: одна пародийная (мир сей), другая "линия красивой грезы" (роман Мастера). Очень четко противопоставлены художественная реальность - и окружающая. И отнюдь не в пользу последней.

Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное. - да многие вещи вполне тривиальны. Если не заглядывать в их глубину.
А что за сборник?
14.07.2013 в 01:16

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
А что за сборник?
chesterton.velchel.ru/?cnt=13&sub=2&part=1&page...

Идут две линии: одна пародийная (мир сей), другая "линия красивой грезы" (роман Мастера).
А Воланд и свита? Это что? И из какой линии?
14.07.2013 в 01:21

унция совы
Il Buffone di Corte,

Спасибо за ссыль, посмотрю. Пока в процитированном отрывке мне не понравилась категоричность, с которой "пришел еще один знаток истины, осспадибожетымой".

А Воланд и свита? Это что? И из какой линии? - очевидно же, что из пародийной, не? :)
Такая "развенчивающая самое себя истинно русская мечта о Бесконечной Халяве" :)
14.07.2013 в 09:20

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
Это отец Браун Честертона.
Странно, вот что ему не свойственно, так это категоричность, мне кажется.

очевидно же, что из пародийной, не? :)
Честно говоря, у меня ощущение, что вся книга - одна большая пародия. И автор над кем-то зло смеется, над кем-то посмеивается.
И где-то переходит границы и смеется над тем, над чем не надо бы. Может, автор и выводит себя в роли того самого пажа, который неудачно пошутил?
Булгакова я не люблю.
14.07.2013 в 12:42

унция совы
Il Buffone di Corte,

Честно говоря, у меня ощущение, что вся книга - одна большая пародия. И автор над кем-то зло смеется, над кем-то посмеивается. - возможно. Хотя, флера насмешки в истории Иисуса и Пилата мне не показалось. А вам?

И где-то переходит границы и смеется над тем, над чем не надо бы. - например? Честно говоря, не нахожу в "МиМ" того, над чем не стоило бы смеяться. Возможно, кроме истории Христа - но ее он и не вышучивает.

Булгакова я не люблю. - это святое право каждого :) Я не могу сказать, что так уж конкретно его "нелюблю", называется, бывала литература лучше, бывала хуже.
14.07.2013 в 16:46

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
флера насмешки в истории Иисуса и Пилата мне не показалось. А вам?
Не знаю. Наверное, надо перечитать.
А где на Ваш взгляд граница проходит? Вот над этим автор стебется, а над этим уже нет. Как-то я там её не вижу. Впрочем, как и в Полночи. Скорее, какой-то градиент.

например?
А Мастер? Как-то не очень смешно.

бывала литература лучше, бывала хуже.
Если она не входит в обязательный минимум.
14.07.2013 в 17:03

унция совы
Il Buffone di Corte,

Вот над этим автор стебется, а над этим уже нет. Как-то я там её не вижу. - мне кажется, демаркационная линия проходит у Булгакова по полосе сопереживания. Т.е. по тому, что способно вызвать оное "практически у каждого", без внутреннего "напряжения и включения дополнительных тумблеров типа "сострадания заслуживает каждый живущий"".

А Мастер? Как-то не очень смешно. - чего ж не смешного-то? Мужчина, по сути, оказывающийся в положении женщины :) По сути, не сделавший ничего, чего не сделал бы любой писатель, но оказавшийся при этом неспособным выдержать даже минимум "напряга" со стороны реальности. С претензией на собственную исключительность.

Если она не входит в обязательный минимум. - ну, в разные эпохи разное входило в оный минимум. И далеко не все мы кодифицировали бы, как достойное того. Это параметры общественного договора-по-умолчанию :)
14.07.2013 в 17:15

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
Т.е. по тому, что способно вызвать оное "практически у каждого"
Полоса сопереживания штука индивидуальная и оттого опасная. Я знаю людей, которые аж пищать от счастья, когда узнают, что какой-то артист умер на сцене или доигрывал роль в предынфарктном состоянии или с каким-нибудь переломом. Мне этого не понять.

По сути, не сделавший ничего, чего не сделал бы любой писатель, но оказавшийся при этом неспособным выдержать даже минимум "напряга" со стороны реальности. С претензией на собственную исключительность.
А если описать героев линии, в которой вы не видите насмешки, так же беспристрастно и жестко? О них тоже можно много чего сказать. И Мастер на их фоне - не худший вариант.

Это параметры общественного договора-по-умолчанию
Интересно, как это выбирается.
14.07.2013 в 17:23

унция совы
Il Buffone di Corte,

Полоса сопереживания штука индивидуальная и оттого опасная. - так или иначе, есть вещи, которые "проецируются" на каждого. Чувство беззащитности одиночки перед лицом Системы, например. И можно сколько угодно корчить из себя суперкрутого, которому оно "мимо кассы" - а что-то внутри все равно "позвякивает".
Хотя бы потому что "берет на понт": этот - смог. А ты?

А если описать героев линии, в которой вы не видите насмешки, так же беспристрастно и жестко? О них тоже можно много чего сказать. - можно :) Но в этой линии никто не прячется ни за кого и ни за что. Ее пути "проходятся до конца с некоторой божественной последовательностью". Заданной, правда, самим христианским мифом, но все же.

Интересно, как это выбирается. - по актуальности тех или иных "уздечек", полагаю :)
14.07.2013 в 17:46

"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Arme,
А разве Мастер прячется? Или Маргарита?
Хотя, может быть, я просто не помню.
15.07.2013 в 01:32

унция совы
Il Buffone di Corte,

А разве Мастер прячется? Или Маргарита? - а что, нет? Мастер прячется за спину - сначала психиатрии, потом Маргариты, в сущности. "Сделайте мне все". Маргарита большую часть жизни прекрасно проживает "за широкой спиной того, кому изменяет". Почему ее выбрали королевой этого бала - вполне понятно.
15.07.2013 в 01:41

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Arme, а прочие герои прячутся за широкой спиной системы)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии