"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
08.10.2012 в 12:38
Пишет Шано:Оригинал взят у в Солсбери
URL записи1 Пришло время вслед за довольно кратким анонсом, а точнее рассказом об однодневной экскурсии из Лондона в Бат, Солсбери и к Стоунхенджу, остановиться подробнее на одном из пунктов той поездки. Солсбери (Salisbury) – небольшой южноанглийский городок – знаменит главным образом своим величественным готическим собором и довольно близким (порядка 13 км) соседством с мегалитическим Стоунхенджем. О приближении к Солсбери задолго до того, как становятся различимы крыши домов, говорит тонкий контур каменной башни, заметный на много миль вокруг. Неудивительно – 123-метровый шпиль собора является самым высоким в Соединенном Королевстве.
читать дальше
2 Солсбери стоит сразу на пяти небольших речках, которые все вместе образуют приток
Эйвона. Близость к воде была одной из причин появления современного города – так называемого Нью-Сарума (New Sarum) в 1220 году. Куда более древний Олд-Сарум (Old Sarum) находился на плоской вершине холма в трех километрах к северу от нынешнего Солсбери. Люди селились там еще с неолитических времен, о чем красноречиво свидетельствуют археологические находки. Место было чрезвычайно удачным, так как, с одной стороны, контролировало пересечение сразу трех важных для Южной Англии торговых путей (двух сухопутных и одного речного – по Эйвону), с другой стороны, крутые склоны холма облегчали защиту от неприятеля. Римляне после вторжения на остров вполне оценили стратегическое значение холма, основав на нем укрепленный город Сорбиодун (Sorviodunum). Позднее бритты дали ему имя Сарум. Саксы, отбивавшиеся там от мародерствующих викингов, называли крепость Сиресбургом. Норманны тоже использовали высоту для контроля над окружающими равнинами, окружив ее каменной стеной и воздвигнув замок, который они назвали сначала Сиресберигом, а затем Сересбери (Seresberi). В Книгу судного дня в 1086 году город попал уже под именем Солсбери (Salesberie), хоть и написанном на французский манер, как это было принято у завоевателей из Нормандии.
3 Первый каменный собор был построен в Солсбери где-то между 1075 и 1092 годами, около 1120 года его сменил новый, куда более массивный – высотой в 56 метров. Еще через десять лет в городе возвели королевский дворец, законченный к 1139 году. Солсбери, по-прежнему оставаясь крепостью с сильным гарнизоном, превратился в важный религиозный центр Южной Англии.
Однако быстрое развитие Солсбери при норманнах и подписало Олд-Саруму смертный приговор. Во-первых, разросшемуся населению банально перестало хватать питьевой воды из существующих источников, во-вторых, перенаселенность оказалась чрезмерной даже для непривередливых средневековых горожан, в-третьих, участились и превратились в острую проблему постоянные конфликты между военными и церковными властями.
Вопрос о переносе города к речной пойме поднимался уже в конце XII века, и в 1194 году соответствующий проект даже подавался на рассмотрение Ричарду Львиное Сердце (Richard I The Lionheart) (р. 1157–1199, прав. 1189–1199). Тем не менее официальное перемещение Солсбери состоялось несколько позже – в 1219 году, при епископе Ричарде Пуре (Richard Poore), который и считается основателем существующего собора. К слову, первая волна переселения горожан, вызванная ухудшением условий жизни на холме, началась все-таки двумя годами раньше, а непосредственной причиной официального исхода стал демарш гарнизона, в ненастную ночь накануне праздник Вознесения не пустивших вернувшихся с процессии монахов в их же церковь.
Ну а Олд-Сарум быстро превратился в то, с чего начинал – просто в крепость. Даже собор XII века был разобран – его камни использовались для строительства нового храма (наряду с красиво подсвечиваемым лучами солнца чилмаркским песчаником). Та же участь постигла и дома горожан – строительный материал был остро нужен на новом месте. Замок же, постепенно ветшая, простоял до XVI века, когда в свою очередь был продан на камни по указу короля Генриха VIII (Henry VIII) (р. 1491–1547, прав. 1509–1547). К XVII столетию на холме не осталось ни одного жителя. И все же формально Олд-Сарум существовал аж до 1832 года, от него регулярно избирались два представителя (из числа местных землевладельцев) в палату общин английского парламента. Это был классический пример так называемого «гнилого местечка» (rotten boroug) – давно пришедшего в полный упадок городка, имеющего, однако, право представительства в парламенте, чего были лишены крупные новые промышленные центры. Лишь Первая парламентская реформа (Representation of the People Act 1832) поставила окончательный крест на Олд-Саруме, и с тех пор он представляет интерес лишь для любителей истории.
4 Все фотографии были сделаны мною, конечно, уже в Нью-Саруме, как сначала назывался перенесенный к реке город. Это имя использовалось наравне с Нью-Солсбери, а потом приставка постепенно была утрачена.
Сейчас население Солсбери составляет около сорока тысяч человек. Высоких домов тут нет, что сохраняет атмосферу исторического города. Даже современные здания, вроде попавшего в кадр слева, не так уж портят облик старых кварталов, так как не выпячиваются из общей линии фасадов ни в вышину, ни в глубину. Современным отечественным застройщикам этому стоило бы поучиться, хотя, впрочем, тот же Лондон во многом представляет собой уже пример обратного.
5 Деревянное здание XV столетия, использующееся под гостиницу. Так и хочется передать привет хабаровским градостроителям и охранителям стражам наследия, не способным сохранить исчезающе немногочисленные памятники деревянного зодчества начала XX века.
6 Ворота святой Анны (St. Ann's Gate). То, что представляется первым этажом дома, на самом деле является средневековой стеной Солсбери, построенной вокруг быстро растящего города в XIV веке. В более поздние времена рачительные европейцы любили использовать в качестве внешних стен своих жилищ устаревшие городские укрепления (я уже показывал целые кварталы такого рода во французском Дижоне).
Кстати, дом справа от ворот – Малмсбери-хаус (Malmesbury House) – некогда принадлежал королеве Анне (Anne) (р. 1665–1714, прав. 1702–1714). Возможно, ворота получили свое имя именно в ее честь.
Кстати, когда-то у средневекового города было четверо ворот, все они сохранились, а позднее добавились и пятые новодельные.
7 Тихая улочка (North Walk) ведет от ворот в направлении собора, некогда выступавшего центром притяжения нового Солсбери. В XIV столетии такая улица казалась бы расточительно широкой. Подозреваю, что расширили ее уже в XIX веке.
Тем не менее у Солсбери изначально была уникальная для европейского средневекового города черта – регулярная планировка уличной сети. Скорее всего, прекрасно образованный для своего времени епископ Роберт Пур при составлении плана застройки будущего города вдохновлялся примером древнеримских военных лагерей.
8 Сарумский колледж (Sarum College) в здании 1682 года, предназначенном первоначально для вдов священников.
9 С погодой мне, конечно, не повезло. Лучший вид на собор открывается с юго-запада, но я даже не пытался снимать в том ракурсе из-за контрового положения солнца и усиливающегося дождя.
10 В это непросто поверить, но глубина фундамента этого грандиозного сооружения составляет всего-навсего 5 метров – строители не рискнули далеко углубляться в топкую почву речной поймы.
Возможно, следствием этого стало постепенное отклонение шпиля от нормали, сейчас у вершины оно составляет 75 сантиметров.
11 Еще одной особенностью собора Солсбери является то, что он представляет собой чистый образчик ранней английской готики. Дело в том, что в отличие от многих крупных европейских соборов, строившихся веками и менявшими в процессе возведения архитектурные стили, этот храм был завершен всего за 38 лет, то есть к 1258 году – просто рекорд скорости для XIII столетия. Правда, более поздние времена все же внесли свою лепту в облик грандиозного здания. Например, запечатленный тут западный фронтон завершили лишь в 1265 году, клуатр и дом капитула пристроили в 1280-м, шпиль достиг своей высоты в 123 метра только в 1320 году. Много позже, уже в XVII веке, к собору приложил свою гениальную руку великий английский архитектор Кристофер Ренн (Christopher Wren), а последние значительные изменения внес в 1790 году зодчий Джеймс Уайетт (James Wyatt) – большой почитатель готики.
12 Бронзовая скульптура, изображающая гуляющую Мадонну, установленная у северной стороны собора в 1982 году.
13 Фасады собора Солсбери украшают 130 разнокалиберных ниш, 73 из которых заняты статуями, расставленных на пяти уровнях сообразно с особым табелем о рангах: с ангелами и архангелами вверху и священниками и просто некогда щедро жертвовавшими храму толстосумами внизу. Между ними стоят церковные партиархи, апостолы, евангелисты, святые мученики, философы и т.д. Занимает свое почетное место и статуя основателя собора епископа Ричарда Пура. Правда, большая часть дошедших до наших дней фигур была установлена лишь в середине XIX века, лишь семь самых древних относятся к XIV веку.
14 Войти в собор можно совершенно свободно и бесплатно, это же справедливо и в отношении фотосъемки. Лишь ненавязчивые таблички призывают посетителей пожертвовать посильную сумму, что, разумеется, делается сугубо добровольно.
15 Главный неф собора, вдали пересекаемый двумя трансептами.
16 Витражи, как и практически в любом средневековом соборе, производят потрясающее впечатление даже когда снаружи царит пасмурный день.

17 Самый древний витраж, насколько я понял, датируется XIII веком.
18 Говорят, если встать по центру главного нефа и посмотреть вверх, можно заметить, как искривлены тонкие колонны под тяжестью каменной кровли, башни и шпиля весом почти в 6,4 тонны. Честно говоря, я это явление не разглядел, хотя, признаться откровенно, толком и не присматривался. Мне было слишком жаль того краткого времени, что отводилось на знакомство с собором, чтобы надолго отрываться от объектива фотоаппарата.
19 Кстати, храм в Солсбери входит в число трех английских кафедральных соборов, лишенных звона колоколов (два других находятся в Норвиче и в Или) – колокольню, некогда стоявшую отдельно в ста метрах от главного здания, разобрали в конце XVIII века.
20 Над скамьями для важных лиц видны таблички с указанием, кому эти почетные места на службах предназначены. Гербы сих благородных семейств украшают даже магнитики в сувенирной лавке собора. Что грустно, плебейских магнитиков с видами самого собора или Солсбери я в продаже уже не обнаружил.
21 Вообще внутри храма непривычно светло – света под его сводами куда больше, чем попадает внутрь того же собора Парижской Богоматери даже в ясный солнечный день.
22 Жалею, что не слышал местный духовой орган. Полагаю, чтобы компенсировать отсутствие колоколов, он, установленный в 1877 году, просто обязан быть великолепным.
23 Достаточно детально выполненная диорама, выставленная внутри собора, изображает сцену его возведения. Воссозданы даже вспомогательные службы строителей, включая кузницу, склады материалов и т.д.
24 Здесь уже приступили к своду.
25 Еще одна диорама, на сей раз изображающая Олд-Сарум в конце XII века – перед самым закатом этого города. Прекрасно видны норманнский кафедральный собор и замок. Заодно можно судить о степени скученности за стенами, где три упомянутые постройки вместе с королевским дворцом оставляли совсем не много жизненного пространства рядовым обывателям.
К слову, эта модель города была изготовлена еще в 1927 году.
26 В боковом нефе выставлены старейшие в мире работающие часы. Историки датируют их 1386 годом, хотя существуют и более осторожные оценки.
Вообще первое упоминание о часах в соборе Солсбери относится еще к 1306 году, но то, вероятно, были предшественники данного механизма. Судьба этих часов до сих пор полна неразгаданных загадок, но так или иначе, а со временем их забыли и обнаружили в достаточно печальном состоянии лишь в 1928 году. Еще 28 годами позднее была проведена обстоятельная реставрация, вернувшая механизму первоначальный облик и работоспособность.
27 Среди прочих экспонатов выставлены и знамена британских подразделений. Например, те, что более напоминают рыболовную сеть, принадлежали первому батальону 62-го (Уилтширского) полка. Они прошли через сражения в Италии в 1806–1814 годах, очередную Американскую кампанию 1814–1815 годов и были утрачены в Индии во время урагана на Ганге в 1842 году. Нашли их восемь месяцев спустя и в апреле 1848 года знамена выставили в соборе Солсбери. Кстати, те же знамена, что изготовили взамен утерянных, не дожили до этого времени, полностью сгорев во время пожара на берегах того же Ганга в 1847 году.
28 Предмет мебели, отдаленно напоминающий стол, на деле является сундуком для торжественных облачений священников. Датируется он XIII веком.
29 Это уже обычный сундук, выполнявший в зависимости от ситуации роль шкафа, стола, скамьи, кровати или дорожного чемодана, а то и сейфа. Конечно, не эргономично, зато предельно практично. Подобные предметы меблировки я ранее уже показывал в музее Средневековья Клюни.
30 Выставлены внутри собора и произведения современного искусства. Например, эта скульптурная группа «Самое длинное путешествие» (The Longest Journey) художницы Аны Пачеко (Ana Maria Pacheco). Оно является главной составляющей обширной инсталляции, выставленной в Бирмингеме в 1994 году. Название работы недвусмысленно намекает на путь из мира живых в мир мертвых, собственно, фигуры и находятся в корабле Смерти. Весьма символично расположение группы прямо на могильных плитах храмовых захоронений.
Кстати, во второй части я перейду к рассказу о многочисленных надгробьях собора Солсбери, которые, ей-богу, заслуживают особое внимание любителей истории.
читать дальше
2 Солсбери стоит сразу на пяти небольших речках, которые все вместе образуют приток
Эйвона. Близость к воде была одной из причин появления современного города – так называемого Нью-Сарума (New Sarum) в 1220 году. Куда более древний Олд-Сарум (Old Sarum) находился на плоской вершине холма в трех километрах к северу от нынешнего Солсбери. Люди селились там еще с неолитических времен, о чем красноречиво свидетельствуют археологические находки. Место было чрезвычайно удачным, так как, с одной стороны, контролировало пересечение сразу трех важных для Южной Англии торговых путей (двух сухопутных и одного речного – по Эйвону), с другой стороны, крутые склоны холма облегчали защиту от неприятеля. Римляне после вторжения на остров вполне оценили стратегическое значение холма, основав на нем укрепленный город Сорбиодун (Sorviodunum). Позднее бритты дали ему имя Сарум. Саксы, отбивавшиеся там от мародерствующих викингов, называли крепость Сиресбургом. Норманны тоже использовали высоту для контроля над окружающими равнинами, окружив ее каменной стеной и воздвигнув замок, который они назвали сначала Сиресберигом, а затем Сересбери (Seresberi). В Книгу судного дня в 1086 году город попал уже под именем Солсбери (Salesberie), хоть и написанном на французский манер, как это было принято у завоевателей из Нормандии.
3 Первый каменный собор был построен в Солсбери где-то между 1075 и 1092 годами, около 1120 года его сменил новый, куда более массивный – высотой в 56 метров. Еще через десять лет в городе возвели королевский дворец, законченный к 1139 году. Солсбери, по-прежнему оставаясь крепостью с сильным гарнизоном, превратился в важный религиозный центр Южной Англии.
Однако быстрое развитие Солсбери при норманнах и подписало Олд-Саруму смертный приговор. Во-первых, разросшемуся населению банально перестало хватать питьевой воды из существующих источников, во-вторых, перенаселенность оказалась чрезмерной даже для непривередливых средневековых горожан, в-третьих, участились и превратились в острую проблему постоянные конфликты между военными и церковными властями.
Вопрос о переносе города к речной пойме поднимался уже в конце XII века, и в 1194 году соответствующий проект даже подавался на рассмотрение Ричарду Львиное Сердце (Richard I The Lionheart) (р. 1157–1199, прав. 1189–1199). Тем не менее официальное перемещение Солсбери состоялось несколько позже – в 1219 году, при епископе Ричарде Пуре (Richard Poore), который и считается основателем существующего собора. К слову, первая волна переселения горожан, вызванная ухудшением условий жизни на холме, началась все-таки двумя годами раньше, а непосредственной причиной официального исхода стал демарш гарнизона, в ненастную ночь накануне праздник Вознесения не пустивших вернувшихся с процессии монахов в их же церковь.
Ну а Олд-Сарум быстро превратился в то, с чего начинал – просто в крепость. Даже собор XII века был разобран – его камни использовались для строительства нового храма (наряду с красиво подсвечиваемым лучами солнца чилмаркским песчаником). Та же участь постигла и дома горожан – строительный материал был остро нужен на новом месте. Замок же, постепенно ветшая, простоял до XVI века, когда в свою очередь был продан на камни по указу короля Генриха VIII (Henry VIII) (р. 1491–1547, прав. 1509–1547). К XVII столетию на холме не осталось ни одного жителя. И все же формально Олд-Сарум существовал аж до 1832 года, от него регулярно избирались два представителя (из числа местных землевладельцев) в палату общин английского парламента. Это был классический пример так называемого «гнилого местечка» (rotten boroug) – давно пришедшего в полный упадок городка, имеющего, однако, право представительства в парламенте, чего были лишены крупные новые промышленные центры. Лишь Первая парламентская реформа (Representation of the People Act 1832) поставила окончательный крест на Олд-Саруме, и с тех пор он представляет интерес лишь для любителей истории.
4 Все фотографии были сделаны мною, конечно, уже в Нью-Саруме, как сначала назывался перенесенный к реке город. Это имя использовалось наравне с Нью-Солсбери, а потом приставка постепенно была утрачена.
Сейчас население Солсбери составляет около сорока тысяч человек. Высоких домов тут нет, что сохраняет атмосферу исторического города. Даже современные здания, вроде попавшего в кадр слева, не так уж портят облик старых кварталов, так как не выпячиваются из общей линии фасадов ни в вышину, ни в глубину. Современным отечественным застройщикам этому стоило бы поучиться, хотя, впрочем, тот же Лондон во многом представляет собой уже пример обратного.
5 Деревянное здание XV столетия, использующееся под гостиницу. Так и хочется передать привет хабаровским градостроителям и охранителям стражам наследия, не способным сохранить исчезающе немногочисленные памятники деревянного зодчества начала XX века.
6 Ворота святой Анны (St. Ann's Gate). То, что представляется первым этажом дома, на самом деле является средневековой стеной Солсбери, построенной вокруг быстро растящего города в XIV веке. В более поздние времена рачительные европейцы любили использовать в качестве внешних стен своих жилищ устаревшие городские укрепления (я уже показывал целые кварталы такого рода во французском Дижоне).
Кстати, дом справа от ворот – Малмсбери-хаус (Malmesbury House) – некогда принадлежал королеве Анне (Anne) (р. 1665–1714, прав. 1702–1714). Возможно, ворота получили свое имя именно в ее честь.
Кстати, когда-то у средневекового города было четверо ворот, все они сохранились, а позднее добавились и пятые новодельные.
7 Тихая улочка (North Walk) ведет от ворот в направлении собора, некогда выступавшего центром притяжения нового Солсбери. В XIV столетии такая улица казалась бы расточительно широкой. Подозреваю, что расширили ее уже в XIX веке.
Тем не менее у Солсбери изначально была уникальная для европейского средневекового города черта – регулярная планировка уличной сети. Скорее всего, прекрасно образованный для своего времени епископ Роберт Пур при составлении плана застройки будущего города вдохновлялся примером древнеримских военных лагерей.
8 Сарумский колледж (Sarum College) в здании 1682 года, предназначенном первоначально для вдов священников.
9 С погодой мне, конечно, не повезло. Лучший вид на собор открывается с юго-запада, но я даже не пытался снимать в том ракурсе из-за контрового положения солнца и усиливающегося дождя.
10 В это непросто поверить, но глубина фундамента этого грандиозного сооружения составляет всего-навсего 5 метров – строители не рискнули далеко углубляться в топкую почву речной поймы.
Возможно, следствием этого стало постепенное отклонение шпиля от нормали, сейчас у вершины оно составляет 75 сантиметров.
11 Еще одной особенностью собора Солсбери является то, что он представляет собой чистый образчик ранней английской готики. Дело в том, что в отличие от многих крупных европейских соборов, строившихся веками и менявшими в процессе возведения архитектурные стили, этот храм был завершен всего за 38 лет, то есть к 1258 году – просто рекорд скорости для XIII столетия. Правда, более поздние времена все же внесли свою лепту в облик грандиозного здания. Например, запечатленный тут западный фронтон завершили лишь в 1265 году, клуатр и дом капитула пристроили в 1280-м, шпиль достиг своей высоты в 123 метра только в 1320 году. Много позже, уже в XVII веке, к собору приложил свою гениальную руку великий английский архитектор Кристофер Ренн (Christopher Wren), а последние значительные изменения внес в 1790 году зодчий Джеймс Уайетт (James Wyatt) – большой почитатель готики.
12 Бронзовая скульптура, изображающая гуляющую Мадонну, установленная у северной стороны собора в 1982 году.
13 Фасады собора Солсбери украшают 130 разнокалиберных ниш, 73 из которых заняты статуями, расставленных на пяти уровнях сообразно с особым табелем о рангах: с ангелами и архангелами вверху и священниками и просто некогда щедро жертвовавшими храму толстосумами внизу. Между ними стоят церковные партиархи, апостолы, евангелисты, святые мученики, философы и т.д. Занимает свое почетное место и статуя основателя собора епископа Ричарда Пура. Правда, большая часть дошедших до наших дней фигур была установлена лишь в середине XIX века, лишь семь самых древних относятся к XIV веку.
14 Войти в собор можно совершенно свободно и бесплатно, это же справедливо и в отношении фотосъемки. Лишь ненавязчивые таблички призывают посетителей пожертвовать посильную сумму, что, разумеется, делается сугубо добровольно.
15 Главный неф собора, вдали пересекаемый двумя трансептами.
16 Витражи, как и практически в любом средневековом соборе, производят потрясающее впечатление даже когда снаружи царит пасмурный день.

17 Самый древний витраж, насколько я понял, датируется XIII веком.
18 Говорят, если встать по центру главного нефа и посмотреть вверх, можно заметить, как искривлены тонкие колонны под тяжестью каменной кровли, башни и шпиля весом почти в 6,4 тонны. Честно говоря, я это явление не разглядел, хотя, признаться откровенно, толком и не присматривался. Мне было слишком жаль того краткого времени, что отводилось на знакомство с собором, чтобы надолго отрываться от объектива фотоаппарата.
19 Кстати, храм в Солсбери входит в число трех английских кафедральных соборов, лишенных звона колоколов (два других находятся в Норвиче и в Или) – колокольню, некогда стоявшую отдельно в ста метрах от главного здания, разобрали в конце XVIII века.
20 Над скамьями для важных лиц видны таблички с указанием, кому эти почетные места на службах предназначены. Гербы сих благородных семейств украшают даже магнитики в сувенирной лавке собора. Что грустно, плебейских магнитиков с видами самого собора или Солсбери я в продаже уже не обнаружил.
21 Вообще внутри храма непривычно светло – света под его сводами куда больше, чем попадает внутрь того же собора Парижской Богоматери даже в ясный солнечный день.
22 Жалею, что не слышал местный духовой орган. Полагаю, чтобы компенсировать отсутствие колоколов, он, установленный в 1877 году, просто обязан быть великолепным.
23 Достаточно детально выполненная диорама, выставленная внутри собора, изображает сцену его возведения. Воссозданы даже вспомогательные службы строителей, включая кузницу, склады материалов и т.д.
24 Здесь уже приступили к своду.
25 Еще одна диорама, на сей раз изображающая Олд-Сарум в конце XII века – перед самым закатом этого города. Прекрасно видны норманнский кафедральный собор и замок. Заодно можно судить о степени скученности за стенами, где три упомянутые постройки вместе с королевским дворцом оставляли совсем не много жизненного пространства рядовым обывателям.
К слову, эта модель города была изготовлена еще в 1927 году.
26 В боковом нефе выставлены старейшие в мире работающие часы. Историки датируют их 1386 годом, хотя существуют и более осторожные оценки.
Вообще первое упоминание о часах в соборе Солсбери относится еще к 1306 году, но то, вероятно, были предшественники данного механизма. Судьба этих часов до сих пор полна неразгаданных загадок, но так или иначе, а со временем их забыли и обнаружили в достаточно печальном состоянии лишь в 1928 году. Еще 28 годами позднее была проведена обстоятельная реставрация, вернувшая механизму первоначальный облик и работоспособность.
27 Среди прочих экспонатов выставлены и знамена британских подразделений. Например, те, что более напоминают рыболовную сеть, принадлежали первому батальону 62-го (Уилтширского) полка. Они прошли через сражения в Италии в 1806–1814 годах, очередную Американскую кампанию 1814–1815 годов и были утрачены в Индии во время урагана на Ганге в 1842 году. Нашли их восемь месяцев спустя и в апреле 1848 года знамена выставили в соборе Солсбери. Кстати, те же знамена, что изготовили взамен утерянных, не дожили до этого времени, полностью сгорев во время пожара на берегах того же Ганга в 1847 году.
28 Предмет мебели, отдаленно напоминающий стол, на деле является сундуком для торжественных облачений священников. Датируется он XIII веком.
29 Это уже обычный сундук, выполнявший в зависимости от ситуации роль шкафа, стола, скамьи, кровати или дорожного чемодана, а то и сейфа. Конечно, не эргономично, зато предельно практично. Подобные предметы меблировки я ранее уже показывал в музее Средневековья Клюни.
30 Выставлены внутри собора и произведения современного искусства. Например, эта скульптурная группа «Самое длинное путешествие» (The Longest Journey) художницы Аны Пачеко (Ana Maria Pacheco). Оно является главной составляющей обширной инсталляции, выставленной в Бирмингеме в 1994 году. Название работы недвусмысленно намекает на путь из мира живых в мир мертвых, собственно, фигуры и находятся в корабле Смерти. Весьма символично расположение группы прямо на могильных плитах храмовых захоронений.
Кстати, во второй части я перейду к рассказу о многочисленных надгробьях собора Солсбери, которые, ей-богу, заслуживают особое внимание любителей истории.
Продолжение следует
@темы: Архитектура, Великобритания, Замки