"На волю, всех на волю!" (с) "Возраст дури не помеха" (с)
Источникwww.liveinternet.ru/users/stephanya/post1666370...
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 9. Юго-западная часть парка.




Часть 9. Юго-западная часть парка.
Часть 1.,Часть 2.,Часть 3..,Часть 4. ,Часть 5.,Часть 6. ,Часть 7. ,Часть 8.
В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 17б9 - 1770 годах.

Мраморный мост
Образцом для Мраморного моста, созданного по модели В. Неелова, послужил мраморный мост в усадьбе Уилтон, в Англии, воспроизводивший известный проект итальянского зодчего эпохи Возрождения А. Палладио.
На основе его проекта Неёлов изготовил деревянную модель (несколько отличающуюся от оригинала) , по которой в начале 1770-х годов на Уральской (Екатеринбургской) гранильной фабрике уральские камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного голубовато-серого Горношитского и белого Становского мрамора колонны, капители, тумбы, балясины и другие детали. Это обусловило еще одно название моста - Сибирская Мраморная галерея. Облицовки устоев была выполнены из серовато-розового гранита.
>>>>>>

Мраморный мост

Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году крытый пятипролетный мост-галерея был собран в Царском Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П. Петровским и Ф. Шахуриным уже из готовых деталей.
Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин.

Канал у Палладиева мостика.
Художественное своеобразие этого памятника определяется строго классическими пропорциями его колоннад и арок. Легкая ионическая колоннада как бы парит в воздухе, придавая пейзажу неповторимое очарование.
Мост перекинут через маленький пролив, отходящий от Большого пруда в сторону Лебяжьего, отделяющий от Большого пруда целую сеть каналов и заливов Английского сада.
Лебяжий пруд относится к системе Верхних прудов в пейзажной части парка. В этом месте был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди. Острова и пруд и по сей день сохраняют название Лебяжьих.

Лебяжьи острова.
На берегу пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка - Пирамида.

Пирамида сложена из кирпича по проекту архитектора В. Неелова в 1770 году, а в 1772 году облицована плитами гранита. В 1774 году она была разобрана до основания и отстроена заново Ч. Камероном в 1782 - 1783 годах. Ее лицевую часть прорезает вход, а по углам стояли четыре колонны на пьедесталах, тела которых были вытесаны из серого уральского мрамора.


В стенах восьмигранного зала внутри Пирамиды сделаны ниши для траурных ваз-пеплохранительниц. Такой тип павильона, восходящий к древнеегипетским надгробиям и распространенный в декоративной парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.
Пирамида - интересное по замыслу парковое сооружение; ее позеленевшая, обомшелая поверхность придает строению вид древнего мавзолея.

Красный каскад

Красный каскад
Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, были связаны с Большим прудом. Вода, свободно стекающая по склону холма, спускающегося к Большому пруду, стала вымывать ложбину, что привело бы к высыханию Верхних прудов, поэтому было решено создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И. Герард.

"Башенный мостик", М.Иванов. Акварель 1794 г.
До наших дней сохранился целый ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать уровень воды в Верхних прудах. Осуществлены из них были только два проекта.

Кваренги. Красный каскад. Акварель начало XIX века.

Среди них - Красный, или Турецкий каскад, представляющий собой плотину, сложенную из блоков гранита и пудостского камня, с двумя суживающимися кверху "готическими" башенками по сторонам. Плотина преграждает протоку, отходящую от Лебяжьего пруда в сторону Рамповой аллеи.

Красный каскад
Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их светлые рустованные обрамления из пудостского камня четко выделяются на кирпичном фоне. Вид крепостного сооружения каскаду придают узкие щели-бойницы в нишах и завершающий стены башенок и плотину зубчатый парапет.
Планировку пейзажной части парка, в том числе и участка Лебяжьего пруда, делал в 1770-х годах В. И. Неелов. Он же автор архитектурного оформления мостов и каскадов.

Пудостский мост
Мост особенно интересен при взгляде на него сбоку, когда видны большие поверхности камня, оживленные тонким рисунком резного орнамента. К этому мосту, полого спускаясь, подходит Рамповая аллея.
Отсюда видно Розовое поле. Так называется район Английского сада, прилегающий с северо-запада к продолжению Рамповой аллеи после Пудостского моста и ограниченный с юго-запада Виттоловским каналом. Это был обширнейший луг, обрамленный кустами роз и простиравшийся до Подкапризовой дороги. В конце XVIII века поле служило для игр и забав на открытом воздухе. От единственного павильона, построенного здесь в 1793 году, - Круглой беседки - остался лишь гранитный цоколь. Она разрушена в XIX веке. После 1811 года Розовое поле было отдано для игр и прогулок воспитанникам Александровского лицея.
Две гранитные пристани на берегах Виттоловского канала отмечают место, где ходил паром от Розового поля к Дубовой роще, посаженной за каналом в последней четверти XVIII века.
Она занимает всю территорию между каналом и границей парка от Гатчинских до Баболовских ворот. Дубрава насажена ровными рядами. На ее середине была оставлена прямоугольная лужайка (позднее и там были посажены деревья) для того, чтобы с Розового поля была видна Крымская колонна.

Фото 30-х XX века.
На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета - так называемая Турецкая баня.
Павильон был построен в 1852 году по велению Николая I в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828 - 1829 годов, и использовался как купальня.

Открытка 70-х XX века, Лодочная станция около Турецкой бани.
Первый проект павильона, выполненный в 1848 году зодчим К. И. Росси, не понравился Императору. Создание нового было поручено архитектору И. А. Монигетти - одному из крупнейших мастеров периода эклектики в русской архитектуре, тонкому стилизатору, прекрасно чувствовавшему своеобразие различных архитектурных стилей. Он работал в течение двух лет и закончил проект в 1850 году.

И.Шарлемань, акварель 1856 г., вид на Турецкую баню в Екатерининском парке.
Архитектор придал павильону вид мавританской мечети, использовав мотивы построек, зарисованных в Турции. Строительство павильона велось под руководством А. М. Камуцци. Первоначально укрепили берег пруда, затем на глубину 3,2 метра была вынута земля и после утрамбовки дна котлована на него уложили слой бетона из гидравлической извести и гравия.

Турецкая баня.
Фундаменты павильона устроили бутовые на растворе извести. Под полами на кирпичных столбах возвели своды в 1,5 кирпича. Плоскости наружных стен расчленены тонко прорисованными тягами. Купол был вызолочен, устроенные в нем люнеты служат для освещения помещения. Минарет увенчан шпилем с полумесяцем. Двери и большой купол украшает лепнина, повторяющая рисунок турецкого орнамента.
В 1852 году все работы были закончены, включая устройство причала и замощение береговых откосов. Турецкая баня, последний по времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль, не нарушив его единства.

Турецкая баня.

Большой пруд и Турецкая баня.
Внутренние помещения выполнены в "мавританском" стиле. В оформлении интерьеров были использованы вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню открывал богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована цветной мозаикой, верхняя - украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Почтовая открытка начало XX века
Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным восьмиугольным купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Убранство помещений с подлинными деталями турецкой бани, восточными коврами, турецким диваном, бронзовыми фонарями и беломраморным бассейном дополняло восточную тему павильона.
Во время войны 1941 - 1945 годов павильон был почти полностью разрушен. В 1953 году восстановили только фасады Турецкой бани.
Орловские ворота.
Орловские или Гатчинские ворота построены в 1771 - 1782 годах на южной границе Екатерининского парка. Проект выполнен архитектором А. Ринальди. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Неелова и каменных дел мастера И. Пинкетти. Ворота представляют собой почти строгий квадрат в виде монументальной арки высотой около 15 метров. Ворота сложены из кирпича и облицованы мрамором разных цветов. Основной цвет серый, цокольная часть - красная, колонны и филенки - розовые. Гатчинские ворота - сооружение, где декоративные качества цветных мраморов раскрываются с предельной выразительностью благодаря большим поверхностям использованного камня.

Орловские ворота.
В архитектуре Гатчинских ворот ощутим характерный для раннего классицизма контраст между строгостью классической композиции, сдержанным ритмом форм и пропорций и изысканным декоративным решением. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем.

«Башня-руина и Орловские ворота в Царскосельском парке» Джакомо Кваренги. Перо, кисть, чернила. Кабинет рисунков, г. Милан
В 1781 году решили сделать Орловские ворота запирающимися: створы железных ворот были выполнены по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1787 году. В 1784 - 1786 годах были сделаны железные решетки, установленные по обеим сторонам ворот. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество. Мраморные части ворот сделаны в Санкт-Петербурге из олонецких (карельских) пород мрамора русскими умельцами, а железные решетки - на Сестрорецком оружейном заводе.

Ворота поставлены по распоряжению Императрицы Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На той стороне, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: "Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями". Орловские ворота являются памятником искусства русских мастеров каменного дела. "...Каменных обелисков, колонн и строений, подобных созданным на берегах Невы, - писал академик А. Е. Ферсман, - нет нигде в мире, перед ними бледнеют чудесные создания эпохи Возрождения". Место для ворот было выбрано не случайно. Тут расположен выезд на дорогу в Гатчину, где находилось имение Г. Орлова. В 1789 году Орловские ворота использовались для торжественной встречи князя Г. А. Потемкина-Таврического, прибывшего в Санкт-Петербург с вестью о взятии А. В. Суворовым крепости Очаков и победах русской армии над турецкими войсками в Молдавии. После этого ворота украсили эмблемами и военными доспехами, и они приобрели дополнительное значение памятника воинской славы
Башня-руина находится вблизи Орловских ворот, в новой части парка, где были воздвигнуты памятники русской воинской славы, посвященные блестящим победам в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. и свидетельствующие о триумфах России. Башня относится к распространенному в конце XVIII века типу парковых павильонов, напоминающих развалины античных или средневековых храмов, крепостей или замков. Башня-руина похожа на развалины средневекового крепостного замка. Даже глубокие трещины и выбоины в кладке ее стен были сделаны искусственно для придания ей вида древней постройки.

Композиция сооружения проста - по своему облику она напоминает ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну, завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками. К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Возведена она по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771 году также в честь героических сражений русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов.
Башня-руина

В комплексе памятников, посвященных русско-турецким войнам, возведенных в Екатерининском парке, важное место принадлежит монументальной и эффектной Башне-руине.
Башня-руина, построенная по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 году, — своего рода символ падения Оттоманской Порты. По своему облику она напоминает ушедшую глубоко в землю дорическую колонну, завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками.
К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой.
Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня.
На замыкающем арку гигантском камне высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 17б8 году».
Арка служит входом в узкий коридор, в правой части которого начинается винтообразный пандус, служащий для подъема на верхнюю площадку. Отсюда, с высоты 21 метра открывается вид на пейзажный парк.

Вид на Башню - Руину в Царском Селе. Рисунок В.П.Лангера
Наружные стены башни были расписаны альфреско А. Бельским и помогавшими ему живописцами. Поверхность штукатурки была искусственно «состарена» трещинами, имитировавшими естественные повреждения. Благодаря этому башня и стены напоминали развалины крепостного сооружения, интерес к которым в архитектуре второй половины XVIII века был особенно велик: зодчие этого времени понимали и ценили красоту живописных развалин Греции и Рима и возводили в пейзажных парках искусственные руины, придававшие парковым ландшафтам особую атмосферу.
В 1780-х годах между Башней-руиной и расположенными близ нее Гатчинскими воротами были посажены дубы. Деревьями были обсажены и склоны земляной горы. В годы войны и оккупации большая часть деревьев была вырублена, и сейчас склоны горы скрыты яркой зеленью молодых насаждений.
Готические ворота

Готические ворота
В пейзажной части Екатерининского парка, недалеко от Адмиралтейства, начинается подъем на искусственную земляную гору у Башни-руины.
В начале этого подъема установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге на Демидовских заводах в 1777 - 1778 годах по проекту Ю. Фельтена. Рисунок ворот был заимствован архитектором из альбома «Gothik Architecture Decorativ», известного в России уже в 1760-х годах.Это одно из первых в России архитектурных произведений из чугуна.
Работы по установке ворот начались в 1779 году, когда вырыли рвы и соорудили фундаменты. В 1780 году в Царское Село доставили более 25 тонн чугунных отливок. В течение лета этого же года ворота собрали и поставили на место.
Изящный тонко выполненный рисунок - свидетельство высокого мастерства русских литейщиков. Глядя на их легкие изящные конструкции тонкого листья, трудно поверить, что вес ворот составляет 25,5 тонн. В рисунке ажурной стрельчатой арки хорошо имитированы готические мотивы. Готические ворота Екатерининского парка являются одним из лучших образцов русского чугунного художественного монументального литья.
Шестигранные пьедесталы ворот обработаны филенками с готическим орнаментом. Высокие колонны в виде шестилистников в сечении образуют ажурные устои, соединенные «готической» аркой. В XVIII веке ворота украшали чугунные скульптурные фигуры, поставленные между колоннами.
В годы войны некоторые детали Готических ворот были утрачены, но и в сегодняшнем состоянии ворота являются интересным образцом русского чугунного литья XVIII века.

Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 9. Юго-западная часть парка.




Часть 9. Юго-западная часть парка.
Часть 1.,Часть 2.,Часть 3..,Часть 4. ,Часть 5.,Часть 6. ,Часть 7. ,Часть 8.
В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 17б9 - 1770 годах.

Мраморный мост
Образцом для Мраморного моста, созданного по модели В. Неелова, послужил мраморный мост в усадьбе Уилтон, в Англии, воспроизводивший известный проект итальянского зодчего эпохи Возрождения А. Палладио.
На основе его проекта Неёлов изготовил деревянную модель (несколько отличающуюся от оригинала) , по которой в начале 1770-х годов на Уральской (Екатеринбургской) гранильной фабрике уральские камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного голубовато-серого Горношитского и белого Становского мрамора колонны, капители, тумбы, балясины и другие детали. Это обусловило еще одно название моста - Сибирская Мраморная галерея. Облицовки устоев была выполнены из серовато-розового гранита.
>>>>>>

Мраморный мост

Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году крытый пятипролетный мост-галерея был собран в Царском Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П. Петровским и Ф. Шахуриным уже из готовых деталей.
Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин.

Канал у Палладиева мостика.
Художественное своеобразие этого памятника определяется строго классическими пропорциями его колоннад и арок. Легкая ионическая колоннада как бы парит в воздухе, придавая пейзажу неповторимое очарование.
Мост перекинут через маленький пролив, отходящий от Большого пруда в сторону Лебяжьего, отделяющий от Большого пруда целую сеть каналов и заливов Английского сада.
Лебяжий пруд относится к системе Верхних прудов в пейзажной части парка. В этом месте был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди. Острова и пруд и по сей день сохраняют название Лебяжьих.

Лебяжьи острова.
На берегу пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка - Пирамида.

Пирамида сложена из кирпича по проекту архитектора В. Неелова в 1770 году, а в 1772 году облицована плитами гранита. В 1774 году она была разобрана до основания и отстроена заново Ч. Камероном в 1782 - 1783 годах. Ее лицевую часть прорезает вход, а по углам стояли четыре колонны на пьедесталах, тела которых были вытесаны из серого уральского мрамора.


В стенах восьмигранного зала внутри Пирамиды сделаны ниши для траурных ваз-пеплохранительниц. Такой тип павильона, восходящий к древнеегипетским надгробиям и распространенный в декоративной парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.
Пирамида - интересное по замыслу парковое сооружение; ее позеленевшая, обомшелая поверхность придает строению вид древнего мавзолея.

Красный каскад

Красный каскад
Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, были связаны с Большим прудом. Вода, свободно стекающая по склону холма, спускающегося к Большому пруду, стала вымывать ложбину, что привело бы к высыханию Верхних прудов, поэтому было решено создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И. Герард.

"Башенный мостик", М.Иванов. Акварель 1794 г.
До наших дней сохранился целый ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать уровень воды в Верхних прудах. Осуществлены из них были только два проекта.

Кваренги. Красный каскад. Акварель начало XIX века.

Среди них - Красный, или Турецкий каскад, представляющий собой плотину, сложенную из блоков гранита и пудостского камня, с двумя суживающимися кверху "готическими" башенками по сторонам. Плотина преграждает протоку, отходящую от Лебяжьего пруда в сторону Рамповой аллеи.

Красный каскад
Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их светлые рустованные обрамления из пудостского камня четко выделяются на кирпичном фоне. Вид крепостного сооружения каскаду придают узкие щели-бойницы в нишах и завершающий стены башенок и плотину зубчатый парапет.
Планировку пейзажной части парка, в том числе и участка Лебяжьего пруда, делал в 1770-х годах В. И. Неелов. Он же автор архитектурного оформления мостов и каскадов.

Пудостский мост
Мост особенно интересен при взгляде на него сбоку, когда видны большие поверхности камня, оживленные тонким рисунком резного орнамента. К этому мосту, полого спускаясь, подходит Рамповая аллея.
Отсюда видно Розовое поле. Так называется район Английского сада, прилегающий с северо-запада к продолжению Рамповой аллеи после Пудостского моста и ограниченный с юго-запада Виттоловским каналом. Это был обширнейший луг, обрамленный кустами роз и простиравшийся до Подкапризовой дороги. В конце XVIII века поле служило для игр и забав на открытом воздухе. От единственного павильона, построенного здесь в 1793 году, - Круглой беседки - остался лишь гранитный цоколь. Она разрушена в XIX веке. После 1811 года Розовое поле было отдано для игр и прогулок воспитанникам Александровского лицея.
Две гранитные пристани на берегах Виттоловского канала отмечают место, где ходил паром от Розового поля к Дубовой роще, посаженной за каналом в последней четверти XVIII века.
Она занимает всю территорию между каналом и границей парка от Гатчинских до Баболовских ворот. Дубрава насажена ровными рядами. На ее середине была оставлена прямоугольная лужайка (позднее и там были посажены деревья) для того, чтобы с Розового поля была видна Крымская колонна.

Фото 30-х XX века.
На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета - так называемая Турецкая баня.
Павильон был построен в 1852 году по велению Николая I в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828 - 1829 годов, и использовался как купальня.

Открытка 70-х XX века, Лодочная станция около Турецкой бани.
Первый проект павильона, выполненный в 1848 году зодчим К. И. Росси, не понравился Императору. Создание нового было поручено архитектору И. А. Монигетти - одному из крупнейших мастеров периода эклектики в русской архитектуре, тонкому стилизатору, прекрасно чувствовавшему своеобразие различных архитектурных стилей. Он работал в течение двух лет и закончил проект в 1850 году.

И.Шарлемань, акварель 1856 г., вид на Турецкую баню в Екатерининском парке.
Архитектор придал павильону вид мавританской мечети, использовав мотивы построек, зарисованных в Турции. Строительство павильона велось под руководством А. М. Камуцци. Первоначально укрепили берег пруда, затем на глубину 3,2 метра была вынута земля и после утрамбовки дна котлована на него уложили слой бетона из гидравлической извести и гравия.

Турецкая баня.
Фундаменты павильона устроили бутовые на растворе извести. Под полами на кирпичных столбах возвели своды в 1,5 кирпича. Плоскости наружных стен расчленены тонко прорисованными тягами. Купол был вызолочен, устроенные в нем люнеты служат для освещения помещения. Минарет увенчан шпилем с полумесяцем. Двери и большой купол украшает лепнина, повторяющая рисунок турецкого орнамента.
В 1852 году все работы были закончены, включая устройство причала и замощение береговых откосов. Турецкая баня, последний по времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль, не нарушив его единства.

Турецкая баня.

Большой пруд и Турецкая баня.
Внутренние помещения выполнены в "мавританском" стиле. В оформлении интерьеров были использованы вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню открывал богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована цветной мозаикой, верхняя - украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Почтовая открытка начало XX века
Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным восьмиугольным купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Убранство помещений с подлинными деталями турецкой бани, восточными коврами, турецким диваном, бронзовыми фонарями и беломраморным бассейном дополняло восточную тему павильона.
Во время войны 1941 - 1945 годов павильон был почти полностью разрушен. В 1953 году восстановили только фасады Турецкой бани.
Орловские ворота.
Орловские или Гатчинские ворота построены в 1771 - 1782 годах на южной границе Екатерининского парка. Проект выполнен архитектором А. Ринальди. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Неелова и каменных дел мастера И. Пинкетти. Ворота представляют собой почти строгий квадрат в виде монументальной арки высотой около 15 метров. Ворота сложены из кирпича и облицованы мрамором разных цветов. Основной цвет серый, цокольная часть - красная, колонны и филенки - розовые. Гатчинские ворота - сооружение, где декоративные качества цветных мраморов раскрываются с предельной выразительностью благодаря большим поверхностям использованного камня.

Орловские ворота.
В архитектуре Гатчинских ворот ощутим характерный для раннего классицизма контраст между строгостью классической композиции, сдержанным ритмом форм и пропорций и изысканным декоративным решением. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем.

«Башня-руина и Орловские ворота в Царскосельском парке» Джакомо Кваренги. Перо, кисть, чернила. Кабинет рисунков, г. Милан
В 1781 году решили сделать Орловские ворота запирающимися: створы железных ворот были выполнены по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1787 году. В 1784 - 1786 годах были сделаны железные решетки, установленные по обеим сторонам ворот. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество. Мраморные части ворот сделаны в Санкт-Петербурге из олонецких (карельских) пород мрамора русскими умельцами, а железные решетки - на Сестрорецком оружейном заводе.

Ворота поставлены по распоряжению Императрицы Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На той стороне, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: "Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями". Орловские ворота являются памятником искусства русских мастеров каменного дела. "...Каменных обелисков, колонн и строений, подобных созданным на берегах Невы, - писал академик А. Е. Ферсман, - нет нигде в мире, перед ними бледнеют чудесные создания эпохи Возрождения". Место для ворот было выбрано не случайно. Тут расположен выезд на дорогу в Гатчину, где находилось имение Г. Орлова. В 1789 году Орловские ворота использовались для торжественной встречи князя Г. А. Потемкина-Таврического, прибывшего в Санкт-Петербург с вестью о взятии А. В. Суворовым крепости Очаков и победах русской армии над турецкими войсками в Молдавии. После этого ворота украсили эмблемами и военными доспехами, и они приобрели дополнительное значение памятника воинской славы
Башня-руина находится вблизи Орловских ворот, в новой части парка, где были воздвигнуты памятники русской воинской славы, посвященные блестящим победам в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. и свидетельствующие о триумфах России. Башня относится к распространенному в конце XVIII века типу парковых павильонов, напоминающих развалины античных или средневековых храмов, крепостей или замков. Башня-руина похожа на развалины средневекового крепостного замка. Даже глубокие трещины и выбоины в кладке ее стен были сделаны искусственно для придания ей вида древней постройки.

Композиция сооружения проста - по своему облику она напоминает ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну, завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками. К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Возведена она по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771 году также в честь героических сражений русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов.
Башня-руина

В комплексе памятников, посвященных русско-турецким войнам, возведенных в Екатерининском парке, важное место принадлежит монументальной и эффектной Башне-руине.
Башня-руина, построенная по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 году, — своего рода символ падения Оттоманской Порты. По своему облику она напоминает ушедшую глубоко в землю дорическую колонну, завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками.
К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой.
Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня.
На замыкающем арку гигантском камне высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 17б8 году».
Арка служит входом в узкий коридор, в правой части которого начинается винтообразный пандус, служащий для подъема на верхнюю площадку. Отсюда, с высоты 21 метра открывается вид на пейзажный парк.

Вид на Башню - Руину в Царском Селе. Рисунок В.П.Лангера
Наружные стены башни были расписаны альфреско А. Бельским и помогавшими ему живописцами. Поверхность штукатурки была искусственно «состарена» трещинами, имитировавшими естественные повреждения. Благодаря этому башня и стены напоминали развалины крепостного сооружения, интерес к которым в архитектуре второй половины XVIII века был особенно велик: зодчие этого времени понимали и ценили красоту живописных развалин Греции и Рима и возводили в пейзажных парках искусственные руины, придававшие парковым ландшафтам особую атмосферу.
В 1780-х годах между Башней-руиной и расположенными близ нее Гатчинскими воротами были посажены дубы. Деревьями были обсажены и склоны земляной горы. В годы войны и оккупации большая часть деревьев была вырублена, и сейчас склоны горы скрыты яркой зеленью молодых насаждений.
Готические ворота

Готические ворота
В пейзажной части Екатерининского парка, недалеко от Адмиралтейства, начинается подъем на искусственную земляную гору у Башни-руины.
В начале этого подъема установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге на Демидовских заводах в 1777 - 1778 годах по проекту Ю. Фельтена. Рисунок ворот был заимствован архитектором из альбома «Gothik Architecture Decorativ», известного в России уже в 1760-х годах.Это одно из первых в России архитектурных произведений из чугуна.
Работы по установке ворот начались в 1779 году, когда вырыли рвы и соорудили фундаменты. В 1780 году в Царское Село доставили более 25 тонн чугунных отливок. В течение лета этого же года ворота собрали и поставили на место.
Изящный тонко выполненный рисунок - свидетельство высокого мастерства русских литейщиков. Глядя на их легкие изящные конструкции тонкого листья, трудно поверить, что вес ворот составляет 25,5 тонн. В рисунке ажурной стрельчатой арки хорошо имитированы готические мотивы. Готические ворота Екатерининского парка являются одним из лучших образцов русского чугунного художественного монументального литья.
Шестигранные пьедесталы ворот обработаны филенками с готическим орнаментом. Высокие колонны в виде шестилистников в сечении образуют ажурные устои, соединенные «готической» аркой. В XVIII веке ворота украшали чугунные скульптурные фигуры, поставленные между колоннами.
В годы войны некоторые детали Готических ворот были утрачены, но и в сегодняшнем состоянии ворота являются интересным образцом русского чугунного литья XVIII века.

@темы: Я этим городом храним...