Хороший день для холивараНесмотря на довольно легкомысленное название, все же поясню: то, что следует дальше – это вполне серьезный текст (и возможно, единственный по-настоящему серьезный в моем дневнике). Потому что, увы, есть вещи и явления, на которых бугагашечки заканчиваются. Заканчиваются в тот момент, когда до тебя внезапно доходит – нет, товарищи, это уже не смешно.
И, как бы странно это не звучало – Ричард Окделл и отношение к нему как к персонажу – принадлежит именно к этой категории несмешных вещей. Просто потому, что Окделл – это действительно очень важное явление. Причем, важное не только для мира Этерны, но и для еще одного – нашего с вами.
Как представитель фандомной фауны, Олень Приамужевич знает – предыдущее утверждение имеет под собой все основания. В конце концов, Окделл – няшечка, неплохо смотрится в черно-синем и является великолепным поводом для написания килотонны слэша. Все это, без сомнения, очень важно, но никак не объясняет, почему при упоминании его имени на просторах интернетов любой безобидный разговор рискует плавно перейти в форму небольшой гражданской войны.
А дело вот в чем
А дело вот в чем. На фоне главных персонажей Этерны Окделл – наивен, зауряден и периодически делает ошибки. В общем, поразительно напоминает живого человека, такого как я, например. А миром, как известно, правит статистика – на каждого без пяти минут идеального Алву/Лионеля/Придда/еще кого-нибудь в том же духе найдется стопицот Окделлов. И вот та часть читателей, которая (разумеется, вполне заслуженно) к этим стапятистам себя не причисляет, очень любит этого самого Окделла втоптать в дерьмо. Разумеется, исключительно для того, чтобы продемонстрировать окружающим Свое Чувство Справедливости, Понимание Жизни и Высокие Моральные Убеждения. А другим читателям, которые все же оказались в числе этих стапицот, не очень нравится такое к себе отношение. Этим они и вызывают искреннее удивление и негодование Алв и Лионелей. То есть, понимаете – нормальные, обычные люди почему-то не любят, когда их в дерьмо закапывают. Вот мудаки.
Едем дальше. Вы когда-нибудь замечали, как истерично некоторые Правильные Читатели пытаются доказать, что Окделлу с самого начала, с самой первой книги был уготован путь в газенваген, потому как он дебил и не лечится? Ну там крысу почти прибил, клятву в Лаик почти был готов нарушить, Арно с Катершванцами не написал, в общем, гори в Закате, сука. И вынуждена признать – серьезный повод для этого у них есть. Потому что если доказать, что да, Окделл с самого начала был не торт, то это магическим образом снимает обвинение с тех, кто в решающий момент мог бы ему помочь. Мог бы, но зачем, это же Окделл. А раз Окделл, то собака бешеная, свин неблагодарный и сам виноват. А я что, я в белом плаще с кровавым подбоем, созерцаю его никчемную участь возвышенно и печально, и не смейте ко мне соваться с вашими глупыми претензиями.
И тут начинается самое интересное.
Видите ли, описанное абзацем выше отношение к обычным людям, то есть, не героям, не титанам духа и не роковым красавцам – есть не только в мире ОЭ, но и в нашем. Везде есть люди, которые в принципе наивнее других, душевно слабее других и заблуждаются чаще других. Ну вот не повезло им. И потому позиция – «их проблемы – это их проблемы» очень выгодна для тех, кому повезло больше. Потому как помогает сберечь кучу времени, душевных сил и не запятнать свой неотразимый облик: еще чего, с Окделлами якшаться.
Разумеется, такие ситуации при которых слабому (в любом смысле более слабому) откажут в помощи всегда были, есть и будут, как в мире ОЭ, так и здесь. Но если кто-то вдруг на полном серьезе заявляет, что такой подход – ЭТО НОРМАЛЬНО, то это цездип, товарищи. Полный.
И дело тут не столько в морали и альтруизме, сколько в обычном здравом смысле. Для тех, кто забыл, напомню, – взаимопомощь, отношение к тем, кто слабее и осознание ответственности за все, что происходит – это и есть та мелочь, который отличает любое человеческое общество от кучки запихнутых в банку киркорелл. И когда общество об этом забывает – вот тут-то оно медным тазом и накрывается (кстати, напомните мне, куда там катится Кэртиана в последних томах?). Поэтому увы и ах, индивидуализм, самодостаточность и отстраненное наблюдение за судьбами мира – это качества, которые хорошо смотрятся только на бумаге. Да и собственно, и на бумаге подобное отношение в итоге ничем хорошим не заканчивается. Ни для Окделла, ни для тех, кто воспользовался его слабостью для достижения своих целей (Катарина и Штанцлер), ни для тех, у кого не нашлось времени и желания юноше помочь (Рокэ). Оно и понятно – помощь Ричарду со стороны Алвы в данном случае должна была бы включать в себя такие мелочи, как искренняя заинтересованность, серьезное отношение, а также умение разъяснять и терпеливо доносить свою мысль до собеседника. Но для этого пришлось бы оставить в стороне свой Неотразимый Облик в целом и Искрометное Чувство Иронии в частности. А это не круто. Поэтому мы юноше ничего объяснять не будем, а потом с досадой констатируем факт, что это какой-то неправильный оруженосец и он сыпет в вино какие-то неправильные пищевые добавки.
И вот в реальном мире – сплошь и рядом творится нечто похожее. И все искренне удивляются – с ума сойти, вроде бы вполне себе вменяемый мальчик был, а вон какой паскудный мудак вырос. Ну или девочка выросла и стала паскудным мудаком, не суть важно. Раз мудак, то сам виноват. А то, что этот самый мудак не в вакууме рос, это какбе не считается.
Разумеется, решение вопроса о том, протянуть ли руку помощи мудаку-Окделлу является личным делом каждого. В конце концов, у нас у всех свои проблемы, свое видение мира и своя жизнь.
Но вот пожалуйста, если вы решили, что оно того не стоит, не удивляйтесь, если на вас кто-нибудь ВНЕЗАПНО замахнется кинжалом или подсыпет вам в кофе что-нибудь не то.
Собственно, это все, что я хотела сказать по поводу Ричарда. Извините, если отвлекаю вас от Кинк-феста.
Отдельной строкой благодарю Vassa07 за предоставленный демотиватор. Без него этого текста тут бы не было. :-)